Друзья моего ребенка


Каждый ребенок хочет быть единственным в своем роде, в то же время каждый хочет принадлежать какому-то обществу. Это — не противоречие, и относится это не только к детям.

В первые недели жизни ребенок воспринимает себя как некую частицу матери. Во время кормления грудью, пеленания, купания, во все бесчисленные моменты контакта взглядов, близкого общения у ребенка развивается не только доверие к родителям, но и представление о том, что все их внимание принадлежит ему одному (и наоборот).

Первая сознательная улыбка

Между вторым и третьим месяцами жизни малыш впервые отвечает сознательной, настоящей (то есть не рефлекторной) улыбкой на ласковый голос, заигрывания, улыбку склонившегося к нему взрослого. Примерно в то же время он начинает соотносить себя с уже хорошо известными, близкими людьми: он ощущает их озабоченность или радостное настроение и соответственно или сам становится беспокойным, плаксивым, или приходит в хорошее настроение.
С помощью родителей, у них на руках или в прогулочном рюкзачке он может обозревать все вокруг. Но — внимание: не переутомляйте его!

Чужие и друзья для ребенка

Примерно со второго полугодия он начинает осознавать, что среди привычных, любимых лиц, вызывающих доверие, успокаивающих, могут появляться другие, которые беспокоят, - ребенок начинает бояться чужих. Он учится отличать их, отдаляться от них.

Постепенно он учится воспринимать себя как нечто отдельное, и, как правило, примерно ко второму году ему внезапно становится ясным, что он - это "Я" и что он может противостоять другим "Я".

Конфликты как школа жизни

В той мере, в какой важен этот рост самосознания, важны и возникающие в связи с ним конфликты. Ребенок учится устанавливать собственные отношения с этим миром, а родители должны учиться не слишком стеснять его, не во всем его ограничивать. Самостоятельность и уверенность в себе только возрастают, когда человек чувствует, что может что-то сделать сам, пусть и не всегда с хорошим результатом. Ограждать от трудностей — значит ведь не только облегчать жизнь, но и лишать возможности собственных открытий, собственного опыта.

Ребенку нужны другие люди. Не только родители, которые накормят, переоденут в сухое, будут с ним играть, утешать его, защищать, но и товарищи, в общении с которыми он лучше познает себя. Детям хочется быть вместе, даже когда это выглядит так будто они просто играют друг возле друга. Даже малыши, едва научившиеся ходить, нуждаются в обществе сверстников, однако им нравится, когда тут же присутствуют не только сверстники, но и старшие. Ребенок детсадовского возраста обычно бывает очень горд, когда он может что-нибудь объяснить, показать малышу.

Ребенок чувствует себя более защищенным, если у него установились доверительные отношения сначала с родителями, потом с другими хорошо знакомыми взрослыми людьми и далее — в детской группе.
Но, конечно, играющим детям необходимо, чтобы где-то поблизости, в стороне находился и наблюдающий за ними взрослый, чтобы они знали: он в любую минуту может защитить их, прийти на помощь, что-то объяснить, ответить на вопросы.

Друзья моего ребенкаТрудные решения

Раньше или позже (у одиноких матерей обычно раньше) перед родителями встает вопрос о том, что ребенку необходимы новые контакты, что его невозможно воспитывать только дома, что у мамы нет больше возможности оставаться с ним.
Никто с легким сердцем не отдает свое дитя в чужие руки. Но если ребенок чувствует, с какими колебаниями и сомнениями готовятся к этому родители, он тоже начинает тревожиться, а это хуже самой разлуки.
Образуется настоящий заколдованный круг. Чтобы разорвать его, надо понять, как он возникает и как мы сами замыкаем его своей неуверенностью и двойственностью.

Заколдованный круг № 1.
Чем больше озабоченности проявляет мама по поводу того, что ребенок остается не с ней, чем больше ставит условий и оговорок, тем больше плаксивости и капризов у ребенка, а раз так — тем больше огорчений и самообвинений у мамы, тем раздраженнее становятся и она, и ее "заместительница", и тем упрямее ребенок. Невыносимая ситуация для всех!

Заколдованный круг № 2.
Чем довольнее, веселее ребенок в новых обстоятельствах, тем больше уверенности у "заместительницы" матери, тем ревнивее мать, тем больше ставит она условий, тем плаксивее становится ребенок - снова плохой конец!

Ребенку вредит двойственность, противоречивость родительского поведения, он не в силах ей противостоять — ему и без того непросто приспособиться к новой ситуации. Поэтому, основательно взвесив все возможности и избрав самое подходящее, надо твердо принять решение и всячески помочь ребенку, постараться, чтобы у него сложилось положительное отношение к предстоящему. Только это и дает шансы успешного результата для всех участников! Может быть, вы отдадите его в детские ясли или детский сад? А может быть, найдется другой выход: кто-то приходит к вам на несколько часов; малышом займутся бабушка или соседка, а может быть, родители сами создадут группу взаимопомощи. Пусть эти варианты и меньше облегчают для матери проблему работы, но зато создают больше уверенности, что ребенок получит то, что ему нужнее всего, — внимание, доброжелательность, радость.

Животные и другие верные друзья

С друзьями легче жить и учиться всему: утверждать себя, находить место среди других, что-то отдавать и что-то просить, заботиться о ком-то и в чем-то отказывать, разочаровываться и снова доверяться.

Когда у тебя есть друзья, этот мир взрослых уже не кажется таким противостоящим, друзья делают тебя сильнее, рядом с ними лучше удается преодолевать свои страхи.

Друзья - это не всегда и не обязательно дети. Даже морская свинка, кролик, кошка, собака могут стать для ребенка постарше предметом самой нежной привязанности. Ему к тому же полезно будет ощутить ответственность за какое-то живое существо.
Конечно, животное дома несколько обременяет и взрослых. Придется поискать какие-то руководства для ухода за ним, чтобы все было в порядке.

Но вот уж что без проблем, так это "немые друзья" - будь то кукла, плюшевый заяц или даже любимая маленькая подушечка или пушистое одеяльце, с которым так уютно бывает засыпать...

Но приходит время, когда нужно постирать пушистую игрушку. Тут необходим терпеливый подготавливающий разговор, да и осторожность при самой гигиенической процедуре - - иначе она может иметь просто душераздирающие последствия, ведь случается, что после стирки теряется особый аромат, мягкость, удивительное, волшебное, успокаивающее, утешающее свойство! Все погибло!

Друзья - для защиты от зла

В воображении малышей 3—4 лет или чуть постарше такими же утешающими, оберегающими от всякого зла могут быть невидимые, но всеведущие и всесильные существа, живущие в детской комнате, в кладовой, погребе или каком-нибудь другом укромном уголке... Такие фантазии могут особенно бурно развиваться у детей, которые слишком часто подолгу остаются одни... И надо последить, чтобы из-за этих фантазий ребенок не стал забывать своих реальных живых друзей.

Друзья для "разрядки"

Раздражительному, гневливому ребенку, маленькому "сердитке" окажут помощь игрушки особого рода и  назначения - этакая кукла-громоотвод, игрушка - козел отпущения. Он может делать им выговоры, вымещать на них собственные обиды, может бранить их по всякому поводу, не рискуя, что они тоже обидятся и куда-то уйдут. Они не перестают быть его друзьями, даже если однажды он зашвырнет их в угол. Да и ребенку, как, впрочем, и его родителям, нужна бывает возможность "выпустить пар", никому не причинив физической или душевной боли!

 
Написать комментарий


Защитный код
Обновить