Друзья моего ребенка |
Каждый ребенок хочет быть единственным в своем роде, в то же время каждый хочет принадлежать какому-то обществу. Это — не противоречие, и относится это не только к детям. В первые недели жизни ребенок воспринимает себя как некую частицу матери. Во время кормления грудью, пеленания, купания, во все бесчисленные моменты контакта взглядов, близкого общения у ребенка развивается не только доверие к родителям, но и представление о том, что все их внимание принадлежит ему одному (и наоборот). Первая сознательная улыбка Между вторым и третьим месяцами жизни малыш впервые отвечает сознательной, настоящей (то есть не рефлекторной) улыбкой на ласковый голос, заигрывания, улыбку склонившегося к нему взрослого. Примерно в то же время он начинает соотносить себя с уже хорошо известными, близкими людьми: он ощущает их озабоченность или радостное настроение и соответственно или сам становится беспокойным, плаксивым, или приходит в хорошее настроение. Примерно со второго полугодия он начинает осознавать, что среди привычных, любимых лиц, вызывающих доверие, успокаивающих, могут появляться другие, которые беспокоят, - ребенок начинает бояться чужих. Он учится отличать их, отдаляться от них. Постепенно он учится воспринимать себя как нечто отдельное, и, как правило, примерно ко второму году ему внезапно становится ясным, что он - это "Я" и что он может противостоять другим "Я". Ребенку нужны другие люди. Не только родители, которые накормят, переоденут в сухое, будут с ним играть, утешать его, защищать, но и товарищи, в общении с которыми он лучше познает себя. Детям хочется быть вместе, даже когда это выглядит так будто они просто играют друг возле друга. Даже малыши, едва научившиеся ходить, нуждаются в обществе сверстников, однако им нравится, когда тут же присутствуют не только сверстники, но и старшие. Ребенок детсадовского возраста обычно бывает очень горд, когда он может что-нибудь объяснить, показать малышу. Ребенок чувствует себя более защищенным, если у него установились доверительные отношения сначала с родителями, потом с другими хорошо знакомыми взрослыми людьми и далее — в детской группе. Заколдованный круг № 1. Заколдованный круг № 2. Ребенку вредит двойственность, противоречивость родительского поведения, он не в силах ей противостоять — ему и без того непросто приспособиться к новой ситуации. Поэтому, основательно взвесив все возможности и избрав самое подходящее, надо твердо принять решение и всячески помочь ребенку, постараться, чтобы у него сложилось положительное отношение к предстоящему. Только это и дает шансы успешного результата для всех участников! Может быть, вы отдадите его в детские ясли или детский сад? А может быть, найдется другой выход: кто-то приходит к вам на несколько часов; малышом займутся бабушка или соседка, а может быть, родители сами создадут группу взаимопомощи. Пусть эти варианты и меньше облегчают для матери проблему работы, но зато создают больше уверенности, что ребенок получит то, что ему нужнее всего, — внимание, доброжелательность, радость. Друзья - это не всегда и не обязательно дети. Даже морская свинка, кролик, кошка, собака могут стать для ребенка постарше предметом самой нежной привязанности. Ему к тому же полезно будет ощутить ответственность за какое-то живое существо. Но вот уж что без проблем, так это "немые друзья" - будь то кукла, плюшевый заяц или даже любимая маленькая подушечка или пушистое одеяльце, с которым так уютно бывает засыпать... Но приходит время, когда нужно постирать пушистую игрушку. Тут необходим терпеливый подготавливающий разговор, да и осторожность при самой гигиенической процедуре - - иначе она может иметь просто душераздирающие последствия, ведь случается, что после стирки теряется особый аромат, мягкость, удивительное, волшебное, успокаивающее, утешающее свойство! Все погибло! |