С братьями и сестрами дело обстоит так: есть они - возникают проблемы, нет их — тоже не все просто. Но, когда они есть, преимуществ достаточно много. Братья и сестры в идеале — самые близкие люди. Старший может, даже сам того не сознавая, быть чем-то вроде учителя или образца для младших. Родители испытывают меньше напряжения, если им не приходится концентрировать на одном-единственном ребенке всю свою любовь, все заботы, надежды, разочарования.
Часто можно слышать, что единственные дети более эгоистичны, менее самостоятельны, не склонны ни с кем делился. По если это так, то повинен не сам ребенок, а скорее - семья. Эгоизм и жадность, как правило, развиваются у детей, которые постоянно чувствуют себя обойденными, ущемленными, лишенными нежного внимания.
Для правильного формирования характера необходима атмосфера любви. Ребенок, уверенный в родительской любви, более открыт, он охотнее делится и своими чувствами, и своими маленькими сокровищами, будь это, к примеру, всего лишь резиновый медвежонок или место на качелях.
Детям очень свойственно чувство ревности, между братьями и сестрами обязательно найдется маленький ревнивец, которому покажется, что родители или другие любимые им люди относятся к нему несправедливо. А справедливость в его понимании - - это не просто "уравниловка", а чуть ли не немедленное удовлетворение всего, чего он хочет. Ребенок должен постоянно чувствовать, что кто-то вникает в его потребности и желания, принимает их всерьез, даже если не может сразу выполнить. Ревность и справедливость До маленького ребенка не дойдут логические доводы, словесные пояснения. Важно так строить отношения, чтобы всякое "нет", всякое решение в пользу брата или сестры не ущемляло его личность, не заставляло терять самоуважение.
Серьезным испытанием для первого ребенка становится известие, что у него появится брат или сестра: "Зачем маме и папе еще один малыш, если они любят меня?" Родители могут, однако, сделать многое, чтобы у их первенца не возникал этот мучительный вопрос.
Не самый удачный вариант - говорить, что "скоро у тебя будет с кем играть". Ребенок надеется получить нечто вроде новой игрушки, которой можно будет развлекаться, когда придет охота. Появление новорожденного сразу же приносит великое разочарование...
С другой стороны, не следует и требовать от ребенка слишком серьезного отношения к событию. Если нельзя теперь и покапризничать, и слишком часто звать маму, и пошуметь, потому что "маленький спит", то волей-неволей разовьется неприязнь к этому неизвестно откуда появившемуся "маленькому".
Надо настроить ребенка на радостное ожидание нового члена семьи. Пусть, приложив ладошку к маминому животу, ощутит шевеление своего еще невидимого братика или сестрички. Время, когда все внимание родителей было обращено на единственного ребенка, прошло, но эта утрата будет для него менее заметной и вполне компенсируется, если теперь "мы, взрослые" будем что-то вместе делать для новорожденного. Если на время кормления грудью никого не изолируют и другие члены семьи будут допущены к этот оазис тишины и умиротворения, ни у отца, ни у старшего ребенка не вызовет ревнивого чувства сосредоточенность матери только на новорожденном. (Добавим: в начале кормления мать несколько нервничает. Присутствие старшего ребенка, обставленное как нечто само собой разумеющееся, не будет ей мешать. Старший, если это девочка, может даже тихо усесться рядом "кормить" куклу.)
Искусство просветительских ответов Минуты близости предрасполагают к доверительным разговорам; ребенок хочет проверить свои догадки, он задает вопросы, на которые надо отвечать правдиво, соответственно уровню детского понимания. У ребенка это может стать чем-то вроде игры -он любит задавать одни и те же вопросы и получать одни и те же ответы. Это порождает в нем чувство доверия к отвечающему. Интимные "просветительские" беседы становятся чем-то большим, чем просто половое просвещение. Если ребенок хочет знать: "А я тоже вышел из твоего живота?", то его волнует главным образом вот что: не было ли ему хуже, чем этому "новенькому"? Он может чистосердечно допытываться: "А как я туда попал?" И он будет просто счастлив, если узнает, что появился там потому, что папа и мама сильно любили друг друга и очень-очень крепко обнялись. Вполне естественно придет к нему понимание того, что существуют два пола, что оба они одинаково важны, но что приносить на свет ребенка может только женщина. Малыш спокойнее осознает свой собственный пол, у него не появляется желание быть другим, закладываются основы чувства мужского и женского достоинства. Сложнее дать объяснение ребенку, растущему в семье без отца. Но тут разговор может больше касаться вопросов: "А я откуда взялся? Кто я? Почему я такой, а не другой?" Беседы, необходимые и ребенку, и родителям Хорошо, если разговоры на подобные темы возникают не однажды и с годами ребенок не перестает спрашивать родителей о самом интимном. Хорошо, если родители будут вести эти разговоры с готовностью, ведь они могут во многом помочь не только ребенку, но и взрослым, многое открыть для них. И, главное, они укрепляют родительский авторитет, создают новые связи ребенка с отцом и матерью. Трудно дать общий, пригодный для всех совет о том, как отвечать на сложные детские вопросы: ведь в каждом отдельном случае есть свои особенности - и в обстоятельствах, и в личности, характере, восприимчивости, возрасте ребенка. Важно лишь, чтобы этот ответ был всегда честным, чтобы родители могли видеть не только нежелательные качества ребенка, но и собственные ошибки, чтобы не стремились делать только те выводы, которые устраивают их самих. Сознательное планирование вместо случайности Одна из важных проблем современной семьи - планирование, то есть обоюдное решение: пока у нас не будет ребенка; а вот сейчас мы его хотим; через какой срок у нас будет еще один (или будут еще дети). Планирование семьи не имеет ничего общего с эгоизмом или безответственностью. Наоборот: если двое хотят сделать все для того, чтобы ребенок появился не "слишком рано" и "не слишком поздно", а именно тогда, когда будут созданы наилучшие условия для его воспитания, то это - - и разумно и высокоморально. Чувство ответственности в половых взаимоотношениях, бережное внимание к партнеру, планирование семьи — все это взаимосвязано. Если рождение ребенка нежелательно, то прерывание наступившей беременности было бы наихудшим вариантом решения возникшей проблемы. А наилучший вариант — предупреждение такой беременности. Чем сознательнее отнесутся мужчина и женщина к планированию семьи - тем больше будет счастливых семей. — Итак, правильное половое воспитание ясное знание о взаимоотношениях полов. — Правильное применение противозачаточных средств — гормональных, химических, если требуется - в сочетании с механическими. — Внимательное изучение (например, с помощью измерении ректальной температуры) и правильна трактовка индивидуального биологического ритма женского организма.
|